5 лет концертов и проектов современной музыки в Сургуте

Современная музыка посещала Сургут не часто. Обычно – в зале музыкального колледжа. 1993 – творческая встреча с уральским композитором Н. Морозовым (исполнение моно-оперы «Тост»), 1998 – авторский концерт переехавшего в Сургут С. Зятькова, 2004 – премьера концерта для баяна с камерным оркестром В. Семёнова «Фрески». Несколько премьер в 2000-х («Легенда», сказки С. Зятькова) осуществил симфонический оркестр (дирижёр Б. Лагода). Ни творческой дерзости, ни системности пока не видно – но всё же интерес к новинкам проявляется, музыка доступна для исполнения местными музыкантами.  

 

Сдвиг произошел в 2009. Пусть не в филармонии (с которой параллельно велись переговоры), а в галерее современного искусства «Стерх» начался цикл ежегодных «Других концертов», благодаря поддержке директора и куратора Ларисы Гуровой. В городе зазвучала новая российская музыка, стали появляться собственные аудио-визуальные проекты, галерея – в дни осеннего и весеннего фестивалей – действовала в формате российских центров современного искусства. 

Стало возможным услышать ту музыку, которой пока трудно прописаться в филармониях, ставших музеями. (Возник, правда, и  обратный эффект: некоторые галереи и  музеи стали «новыми филармониями», охотнее работая с небольшими аудиториями, инициативными музыкантами).

ГСИ «Стерх», в силу кадрового состава, открытости творческим инициативам, была к этому готова. Уже с 2005 спорадически в фестивальных программах проходили музыкальные перформансы московских арт-практиков (С. Пономарев, Г. Виноградов, В. Сажина, А. Тегин – «Пхурпа»), рок-концерты сургутских музыкантов. С большим успехом прошёл концерт А. Архиповского, организовнный "Стерхом" в Концертном зале СурГПУ (2011).

После появления в «Стерхе» своего фестиваля современная музыка прописалась в галерее.  20 концертов (в т.ч. 5 проектов) за 5 лет. Большей частью – при поддержке Министерства культуры РФ (Московской государственной академической филармонии) и городского бюджета.

Галерея приняла основные российские ансамбли современной музыки – МАСМ (Московский ансамбль современной музыки), ГАМ-Ансамбль (Галерея актуальной музыки), Студия новой музыки (солисты). С петербургским eNsemble (Институт Про Арте) запланирован совместный проект в декабре 2014.

Вот хроника – видно, что новая музыка появилась в рамках социально-творческого (!) фестиваля «Рельефы цвета» и затем сместилась в более профильный СтерхФест (заметно способствуя появлению этого ежегодного фестиваля); также произошёл заметный переход от концертной практики к проектной:

2009 «Рельефы цвета» № 1 – МАСМ / Романтик-квартет  – 3 концерта 
2010 «Рельефы цвета» № 3 – МАСМ / Романтик-квартет  – 2 концерта 
2011 СтерхФест № 1 – ГАМ-Ансамбль – 2 концерта, проект «Приношение Стерху» (музыка на картины из фонда) 
2012 СтерхФест № 2 – МАСМ / квинтет – концерт, проект «Детский альбом – 130 лет спустя» (диалог музык, детств – времен П. Чайковского и наших лет) 
2012 «Рельефы цвета» № 5 – ГАМ-Ансамбль – концерт, проект «Медиа-театр» 
2013 СтерхФест № 3 – ГАМ-Ансамбль – проекты «Пять пальцев» (пятиклавишные фантазии «От Цезаря до Эдисона», с премьерами), «Песнопения в темноте» (новая музыка «сакрального минимализма» - российские и украинские композиторы) 
2014 СтерхФест № 4 – Романтик-квартет  – 3 концерта (в т.ч. авторский С. Зятькова)

Для города всегда важно, чтобы привозная культура взаимодействовала с местной, провоцируя новые творческие инициативы. В эти же годы галереей «Стерх» сделаны проекты с оркестром Сургутской филармонии («Сказки на 60-й параллели» –  музыкальные слайд-фильмы), с музыкантами Сургута и Ханты-Мансийска («Растворись в звуковом пейзаже», «Музыка композиторов югорского пояса», арт-игры художников, музыкантов и рисующих детей «Воображариум»).

Заметим, что с 2012 количество премьер резко возрастает из-за коллективных проектов, создаваемых с прицелом на экспорт («Детский альбом – 130 лет спустя», «Песнопения в темноте», «Маскарад композиторов», др.). В проектах 2011 - 2013 уже приняли участие около 40 композиторов из разных регионов и зарубежья, в Сургуте прозвучало более 40 премьер (два «выездных» проекта галереи в 2014 – «Маскарад композиторов» и «Сердце Пармы» выпустят в свет еще около 30 новых пьес).

Проблемы тоже видны. 

Другие площадки города и округа ещё не начали поддерживать подобные проекты современной музыки.

Сотрудничество композиторов с художниками только начинает развиваться (визуальный компонент медиа-концертов будет усилен в новых проектах «Стерха» в Эрарте в 2014 – «Сердце Пармы», МузИнТрЭСГ).

Мы живём в «визуальное время», музыка сейчас хуже слышна, она требует невозможного – тишины и погружённости. При этом нет достаточного внимания и от профессиональной музыкальной среды города (большая загруженность преподавателй, заточенность на традиционные учебные задачи). Аудитория «Других концертов» на пятом году проекта набирается легче, но остаётся в пределах изначальных 30 – 80 человек в зале.

В первых концертах (опытный МАСМ / Романтик-квартет, энергичный арт-директор Виктория Коршунова) классика и современная музыка соседствовали в программе концертов. Затем формат был доработан (тут сказалась творческая подвижность ГАМ-Ансамбля, его руководителя композитора Олега Пайбердина) – появились свои проекты ГСИ «Стерх». Детские, аудио-визуальные. Некоторые были показаны в других городах, филармониях, на межрегиональных фестивалях. Рекордсмен – "Детский альбом – 130 лет спустя", показан в десятке городов России, живёт уже третий год.

В итоге музыкальный блок стал традиционным для СтерхФеста, сложилась триада концертов современной музыки – для детей (желательно с их  участием), медиа-концерт (оригинальный проект с премьерами), ретроспектива (история «авангарда» с комментариями музыкантов).

Стало очевидно, что в фестивальном формате нужно сотрудничать с разными ансамблями, исходя из творческих задач каждого проекта.

Например, интересно развиваются наши соседи в Новосибирске и мы начинаем сотрудничество – ансамбль П. Шаромова в сезоне 2015 сделает в своем ключе новую детскую музыку, намечены новые «Песнопения в темноте». Интересное развитие Лаборатории новой музыки, думаем, неминуемо приведет к совместным  проектам.

Подобные концерты трудно даются – для этого нужна финансовая поддержка разных сторон. За стандартный филармонический гонорар адепты новой музыки (вместо бесконечного проката романтического репертуара) каждый раз специально готовят новые сложные программы (даже если текст несложен – нужно понять новое мышление, отношение к звуку, пройти с музыкой внутренний путь).

Сдвига, заметного приращения культурной среды города ожидать пока не приходится. Для этого надо в десятки раз увеличивать проектную, концертную деятельность (и заниматься этим десятки лет). Иметь больше деятелей современного искусства – для которых оно жизненно важно. Дорасти до системного решения проблем профессионального искусства в Сургуте (понимание важности малых экспериментальных площадок, «сложного» творчества, ведение Департаментом культуры крупных проектов современного искусства).

Какие есть результаты? Что эта деятельность ГСИ «Стерх» даёт для города, места?

На карте современной музыки России появилась новая (и что важно – активная) региональная площадка, поддерживающая актуальные российские и местные арт-процессы.

Создан заметный прецедент – галереи современного искусства, музеи могут подавать на гранты, искать средства и поддерживать проекты новой музыки – междисциплинарные проекты (музыкант может быть в штате и заниматься междисциплинарной проектной деятельностью).

Добротная программа развития культуры Сургута начала 2000-х ставила одной из главных целей развитие профессионального творчества до экспортного уровня. Что и удалось достичь на галерейном фронте в ряде совместных проектов с МАСМ и ГАМ-Ансамблем.

В Сургуте прозвучали впервые важные опусы Стравинского, Шостаковича, Прокофьева, Шнитке, Денисова, Пярта. Студенты-музыканты до консерваторий «большой земли»  услышали в живой практике последние страницы учебников музыкальной литературы, увидели примеры возможной музыкальной (и арт-проектной) деятельности. Есть уже примеры сургутских студентов, связывающих свою профессиональную деятельность с новой музыкой в консерваториях.

Сотрудничество с ансамблями высокого уровня дало возможность достойного, интересного развития новой сургутской музыки на российском уровне. Местные исполнители становятся смелее, тонуснее – небольшая среда для собственных поисков уже есть.

Современную академическую музыку впервые поддержала Сургутская филармония (участие ГАМ-Ансамбля в программе Международного фестиваля «60-я параллель» 2013).

У современного искусства в городе появляется новый круг интересующихся им (частично отражаемый приростом в группе «Стерха» в Вконтакте). Его полиформатность, междисциплинарность актуальны.

Перспектива?

В ближайшие сезоны музыкальные проекты будут также ориентированы на детей – это и продолжение общей деятельности ГСИ «Стерх», и долг перед новой растущей аудиторией современного искусства.

Будет продолжен проект «Песнопения в темноте» – новая музыка «сакрального минимализма».

И ждём появления аудио-визуального проекта с интересным сотрудничеством художников и композиторов.

Если не буквально – то есть потребность осмыслить сделанное и выбрать точные пути проектной деятельности, расширять площадки, чередовать демократичные и экспериментальные проекты (с разными российскими ансамблями и сургутскими музыкантами).

Творческих идей, замыслов хватает, верим, что можем «создавать  этот мир искусства, удерживать позиции настоящего, живого» (отзыв слушателя "Других концертов").

Благодарим за поддержку проекта «Другие концерты» Валерию Розанову, Генерального директора ЗАО «Музыкальный форум»